РОЛЬ СВЕТА. СЛОВО О ДМИТРИЕ АНТОНОВИЧЕ БЕТОНЬЯНЕ.

Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова сегодня насчитывает более чем 189-летнюю историю. За прошедшее время со дня основания в 1825 году учебное заведение неоднократно меняло свое название. В 1930 году Строгановка разделилась на несколько самостоятельных институтов: Архитектурный (ныне МАрхИ), Художественный (ныне Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова), Полиграфический (ныне Московский государственный университет печати имени Ивана Фёдорова), Текстильный (ныне Московский государственный университет дизайна и технологии).

Преподавателями в разное время были Д.А. Артари, С.А. Виноградов, Г.А. Захаров, Р.Р. Фальк, Ф.О. Шехтель, В. Е. Егоров, Н. Н. Соболев, Г. И. Мотовилов, П. В. Кузнецов, А. В. Куприн, В. Ф. Бордиченко и другие.
Традиции обучения и "прорывы" художественного новаторства Строгановки со времен Российской империи, недавнего советского прошлого и новейшего времени развиваются и крепнут.

Одним из замечательных преподавателей, последователь и продолжатель Строгановских традиций, внесший существенный вклад в развитие и становление современной школы дизайна является Бетоньян Дмитрий Антонович.

Биография Дмитрия Антоновича насыщена и многообразна – родился он в столетний юбилей Строгановки, в 1940 году был зачислен в специальную школу военно-воздушных сил г. Москва, где находился всю войну, вплоть до 1947 года. Он всегда был очень увлекающимся и эмоциональным человеком, это было отчасти его национальной чертой, такими же, как открытость и доброжелательность.


Дмитрий Антонович Бетоньян стал студентом факультета "Художественная обработка металла" в 1948 году. Он отлично учился и в 1953 году был награжден грамотой Министерства высшего образования СССР за успешное выполнение научно-исследовательской работы "Светильник - один из компонентов, слагающий идейно-художественный образ интерьера". Дмитрий Антонович также закончил аспирантуру МВХПУ (б. Строгановское).
 

В 1954г. Д.А. Бетоньян работал инженером-конструктором в ВНИСИ МЭП. С 1965г занимал должность начальника художественно-конструкторского бюро, и в этом же году, приказом Министра назначен главным художником Московского научно-исследовательского телевизионного института, а в 1966 году едет в творческую командировку по обмену производственным опытом в Японию. В 1968 году направлен в МВХПУ (б. Строгановское) на преподавательскую работу.


Д.А Бетоньян успешно преподавал в Строгановке. Ему неоднократно выносились благодарности за многолетний творческий и научный труд, педагогическую деятельность, отличающуюся большой и плодотворной работой по воспитанию молодых художников МВХПУ, за большие успехи, достигнутые в учебно-воспитательной работе и общественно-производственной деятельности. Заслуги Бетоньяна признаны не только официальными структурами страны, но и высоко оценены по значимому счету дизайнеров, сослуживцев и учеников.

С 1987г. Д.А. Бетоньян является членом Московского союза дизайнеров, в 2000 г. - лауреат конкурса "Дизайн светотехники". Большое место в его профессиональном творчестве занимала тема проектирования электронного оборудования, а также роль света и создание комфортной среды обитания человека, благодаря применению современных достижений технического прогресса (рис. 1, 2). Он изучал, исследовал и систематизировал современный и исторический материал, связанный с предметным миром и физическими процессами. Обладая техническими знаниями, Бетоньян понимал и делился в своих печатных трудах и непосредственно со студентами своим большим опытом и результатами своих трудов (рис. 3, 4, 5, 6). У Дмитрия Антоновича десятки разработок и внедрений в сфере дизайна, зарегистрированных в Государственном реестре промышленных образцов СССР (ныне Роспатенте).

 

Он прожил долгую жизнь, застав и войну, и послевоенное возрождение промышленности, начало и развитие электротехнической отрасли, в становлении которой он принимал непосредственное участие.


В отличие от многих преподавателей, Бетоньян являлся практикующим дизайнером, это важное обстоятельство придавало консультациям живость реакций, актуальность решений, привносило доверительность общения и активизировало оригинальность конструктивных предложений. При этом его советы были корректны и ненавязчивы с точки зрения невмешательства в авторское художественное видение студента.

Дмитрий Антонович был деликатным и внимательным педагогом. Его дизайнерские стремления были направлены на решение глобальных, основополагающих проблем каждого проекта, на выявление индивидуальных особенностей задания, щепетильным, внимательным подходом к художественному видению студента сути проекта, и в тоже время он стремился довести работу до разрешения "малозначительных" деталей.


Бетоньян пришел преподавать на курс спустя три года с начала нашего обучения в Строгановке и мы, студенты факультета “Промышленного дизайна”  сразу ощутили принципиальную особенность преподавания! Меня поразило и врезалось в память выражение Дмитрия Антоновича, которое стало для меня переломным в понимании сущности и значимости дизайна в собственных работах и осталось судьбоносным до сих пор: "Нужно проектировать не светильник и не привлекательный объект, а решить систему освещения, т.е. понять и срежиссировать распределение и количество света в каждом конкретном случае, понимая значение световых компонентов в меняющейся ситуации".  

Рис.2
Рис.1
Рис.3
Рис.4

До встречи с Бетоньяном меня в большей степени интересовали образные решения, художественные метафоры и другие формальные грани проектирования. Они, безусловно, имеют немаловажное значение, однако выявление приоритетов в постановке и решении общей задачи тогда вышли для меня на первый план.        

       

Проблемы воспитания и обучения в любом аспекте рассмотрения этой задачи упираются в конкретику, выражающуюся в отношение "учитель-ученик". Самый простой способ достижения преподавательской цели является дидактика. Однако "высшим пилотажем" педагогики становится воспитание, пробуждение в ученике сознательного и целенаправленного творческого процесса.

Рис.5
Рис.6

2

Преподавание творческих профессий невозможно без воспитания и привнесения личности учителя в процесс обучения последующего поколения учащихся, без инициализации творческого, персонального внутреннего художественного мира ученика. Не каждому студенту выпадает счастье найти "своего" учителя – это большая удача и возможность раскрыть собственный творческий потенциал. Значимость и роль подобного педагога в жизни ученика сложно переоценить.
       

Мне повезло учиться у Дмитрия Антоновича! Он был для студентов одновременно цельной творческой личностью и легендарным представителем Строгановских традиций.  Я и многие мои сокурсники смогли понять глубинную суть промышленного дизайна, именно с приходом Дмитрия Антоновича  на наш курс, как ведущего педагога.


На мой взгляд, существуют два направления в действительной педагогике творческих профессий.  Есть преподаватели, которые освоили как саму теорию преподавания, так и методику основ, в данном случае промышленного проектирования, они обладают широким кругозором и глубокими профессиональными знаниями - такой подход заслуживает абсолютного уважения и дает качественные результаты, но такие учителя "светят отраженным светом" знаний и предыдущего собственного творческого опыта.
 

Существует и иные подходы обучения, педагог — ищущая творческая личность, при этом не лишенная недостатков с точки зрения классического профессионального подхода, личность, которая кроме теоретических знаний обладает своей харизмой, позицией и художественными предпочтениями. Несмотря на то, что педагогическая позиция может быть спорной и порой не безупречной, подобный взгляд на проектирование привлекает меня гораздо больше наличием креативного творческого тернистого пути, ощущением параллельного освоения многообразных художественных задач и практическим стремлением к высоким результатам. Такой учитель обладает не только знаниями с высоты своего практического и теоретического опыта, но и собственными поражениями и все же ищет, постигает суть поставленных перед ним эстетических проблем. Подобный учитель "излучает собственный, личностный свет", он сам способен создавать и умеет на личном примере зажечь еще неокрепший творческий потенциал ученика.
 

Д.А. Бетоньян обладал главным педагогическим качеством - не дидактической передачей своего опыта и знаний, а воспитанием в ученике мировоззренческого восприятия жизни и постижения сути промышленного дизайна – его целей и задач.
 

Ищущим, увлеченным, приверженным своей профессии и созидающим педагогом был Дмитрий Антонович Бетоньян.

Монина Татьяна Александровна

© 2019 Кафедра "Промышленный дизайн" факультета "Дизайн" МГХПА им. С. Г. Строганова

  • YouTube канал кафедры Промдизайн
  • Facebook Black Round
  • Instagram - kpd100.stroganovka