История кафедры Промышленный дизайн

промышленный дизайн 1960 годов

Осно­ва­те­лем (1962 год) и бес­смен­ным руко­во­ди­те­лем кафедры до 1967 года был выпуск­ник ВХУТЕИНа, про­фес­сор, заслу­жен­ный дея­тель искусств Россий­ской Феде­ра­ции Захар Николаевич Быков. Он собрал вокруг себя кол­лек­тив, вклад кото­рого в фор­ми­ро­ва­ние «стро­га­нов­ской школы дизайна» до сего­дняш­него дня не оце­нен по достоинству.

Сегодня заве­ду­ю­щий кафед­рой "Промышленный дизайн" — профессор Монина Татьяна Александровна.

С 1967 года заведующим кафед­рой рабо­тал про­фес­сор Г.В. Крюков, выда­ю­щийся педа­гог, вос­пи­тав­ший целую пле­яду уче­ни­ков, с·честью нося­щих зва­ние «стро­га­нов­цев». В этот период была окон­ча­тельно сфор­ми­ро­вана учеб­ная про­грамма курса «Проек­ти­ро­ва­ние и моде­ли­ро­ва­ние», став­шая осно­вой для под­го­товки спе­ци­а­ли­стов в обла­сти дизайна по всей стране.

Сегодня дизай­неры, под­го­тов­лен­ные на кафедре, раз­ра­ба­ты­вают изде­лия и пред­меты, фор­ми­ру­ю­щие жилую и про­из­вод­ствен­ную среду, а также тор­го­вое обо­ру­до­ва­ние. Две трети про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ского состава кафедры явля­ются чле­нами твор­че­ских сою­зов России: Союза архи­тек­то­ров, Союза худож­ни­ков, Союза дизайнеров. 

 

слесарный инструмент дизайн 1960х годов
Вентилятор 1960 года
Вентилятор 1960 года

Дипломная работа "Бытовые приборы". Вентилятор. Филатова А.К. 1961 год.

press to zoom
Пылесос 1960 года
Пылесос 1960 года

Дипломная работа "Бытовые приборы". Пылесос. Филатова А.К. 1961 год.

press to zoom
Полотер 1960 года
Полотер 1960 года

Дипломная работа "Бытовые приборы". Полотер. Филатова А.К. 1961 год.

press to zoom

ИЗ ИСТОРИИ СТРОГАНОВКИ:
СТАНОВЛЕНИЕ КУРСА ДИЗАЙН-ПРОПЕДЕВТИКИ

 

Все началось с появления новых объединенных мастерских во главе с Николаем Александровичем Ладовским и его концепции формообразования. Она состояла в систематизации основополагающих положений и в выделении приемов построения объемно-пространственной композиции, основанных на изучении основных «архитектурных-элементов» - простых геометрических тел.

Какие были  главные моменты теории Ладовского, названной в истории «психоаналитическим методом»?​

Современный курс дизайн-пропедевтики в МГХПУ им. Строганова сформировался не сразу и своими истоками восходит к пропедевтическим курсам ВХУТЕМАСа. Именно там, на волне новаторских течений советской архитектуры начала XX в. сформировались пропедевтические дисциплины, которые сегодня заняли прочное место в структуре художественного образования. Основной для возникновения курсов послужили работы молодых прогрессивных художников в поисках единых для различных видов искусств, средств и приемов художественной выразительности.

Стоит отметить, что изначально пропедевтический курс разрабатывался педагогами - архитекторами для студентов архитектурного отделения ВХУТЕМАСа.

1.

Стремясь преодолеть условия и наследие классических форм Ладовский резко изменил соотношение конкретного и абстрактного в системе преподавания, перевернув все с ног на голову. До этого преобладал метод от конкретного к абстрактному - сначала усваивали конкретные формы и анализировали конкретные памятники, а потом подходили к общим приемам композиции. Ладовский  предложил метод от абстрактного к конкретному, т.е. обучение начиналось с методов, а не с деталей. Результат - быстрое развитие механизма мышления и воображения , овладение логическими и образными моделями.

2.

В основе всех заданий Ладовского стояли 2 задачи: учет закономерностей восприятия  и организация пространства с учетом этих закономерностей. Он ставил задачу найти в вопросах объемно-пространственного формообразования не только эмоциональные, но и рациональные моменты, т. е. учет объективных закономерностей восприятия  человеком архитектурных сооружений в формально-эстетических поисках. Он не ставил композиционные задачи, а говорил об организации пространства, о преобразовании формы сточки зрения задач ее восприятия и т. д. При выполнении заданий о красоте как таковой не думали, стремились, чтобы найденное решение эмоционально действовало.

3.

Николай Александрович Ладовский ввел макетный метод преподавания, очень важный в учебно-методическом плане. Этот метод помог расковать фантазию архитекторов на этапе выработки новых приемов и средств художественной выразительности. Студенты стали мыслить не фасадами, а объемно-пространственной композицией здания в целом. Результат: макетирование, особенно в глине, давало возможность развивать у начинающего студента пространственное воображение.

Следующий виток в развитии пропедевтики произошел в связи с коренным программным перестроением ВХУТЕМАСа - учреждением базового 2-х годичного Основного отделения для всех факультетов, где художественная пропедевтика играла важную роль в первоначальной подготовке будущих специалистов. Все специализации проходили предварительную общехудожественную подготовку по дисциплинам: «Цвет», «Графика», «Объем» и «Пространство». С появлением Основного отделения пропедевтика начинает свое развитие не только как вводный курс профессии архитектора. В пропедевтических дисциплинах Основного отделения - а именно «Объеме» и «Пространстве» и в архитектурной пропедевтике Ладовского начинает формироваться дизайнерская пропедевтика, само­стоятельно определившаяся на кафедре «Художественного конструирования» к 1962 г.

Стоит остановиться на основных положениях дисциплин «Пространство» и «Объем» на основном отделении ВХУТЕМАСа подробнее.

Дисциплина «Пространство», по сути, развивала архитектурную пропедев­тику Ладовского и преподавалась его учеником - профессором Кринским. Соглашаясь с Ладовским в принципиальной важности выделения отвлеченной художественной формы для понимания смысла композиционной деятельности в архитектуре, искомые принципы формообразования Кринский интуитивно старался вывести из предшествующего опыта архитектуры. В его рассуждениях всегда присутствуют исторические примеры, памятники зодчества разных эпох, чего определенно не встречается у Ладовского.

Смысл пропедевтического курса Кринский видел:

в изучении композиционных средств и закономерностей построения объемно-пространственных форм для решения архитектурно-компози­ционных задач в курсовом проектировании;

в развитии объемно-пространственного мышления и композиционных навыков; в овладении макетированием, как одним из средств в процессе архитек­турного проектирования.

Интересны основные разделы, которые Кринский выделял в пропедевтичес­ком курсе. Это были три важнейшие (в его понимании) темы:

проп 8_композиция.jpg

1

Виды композиции - фронтальная, объемная и глубинно-пространственная.

проп 3_выявление формы.jpg

2

Членение и выявление формы.

проп 1_метр и ритм.jpg

3

Метр и ритм.

Дисциплина «Объем» была некой отвлеченной пропедевтикой к межфакуль- тетскому преподаванию скульптуры. Если у Ладовского главной целью стояло умение работать с пространством и правильно его организовывать, то тут главной задачей было развитие у студента пластического чувства и умения мыслить в объе­ме. Возглавив (вместе с Королевым) мастерскую скульптурного факультета, Лавинский, сразу же начал вводить «объективный метод» преподавания, который предусматривал на первых порах аналитическое изучение простых геометричес­ких объемных форм и их сочетаний. 

Как и другие художники, принявшие «объек­тивный метод», он искал пути перехода к форми­рованию нового предметного мира, пытался при­дать рациональное направление экспериментам с формой, увидеть закономерности в смене одних форм другими. Новая концепция формы, связан­ная с анализом и разложением зрительных обра­зов, дает и новые зрительные ощущения - они, вместе с новыми темами, изобретенными челове­ком и подсказанные индустрией создают новые взаимоотношения предметной среды и природы.

Весной 1930-го года, после генеральной реорганизации ВУЗов, ВХУТЕИН был ликвидирован. При этом практически прекратила свое существование отечественная школа по подготовке дизайнеров. При этом факультет дерметфак (прообраз современной кафедры «Дизайн») оказался в наихудшем положении, так как основные факультеты передавались в специализированные ВУЗы с сохранением художественной специфики (например, архитектурный), а дерметфак был просто ликвидирован.

Позднее, с восстановлением МГХПУ им. Строганова,
пришлось заново создавать школу дизайнеров (художников-конструкторов).

В 1962-м году в училище был приглашен профессор МАрхИ И.В. Ламцов - ученик Ладовского и один из авторов известного труда 20-х годов по композиционной пропедевтике. Под его руководством велось изучение закономерностей построения формы в пространстве на кафедре «Художественное конструирование».

Программу пропедевтического курса Ламцова можно отнести к архитектурному типу пропедевтики -т.е. он включал задачи на различные виды композиционных построений: построение фронтальной, объёмной и доминирующей глубинно-пространственной композиции, упражнения с отдельными элементами композиции и упражнения, поясняющие различные понятия, обусловливающие связи между этими элементами. Основной темой курса были упражнения на выявление ритмических и метрических связей и динамику объёмной формы. При работе над последними упражнениями статическим объектам студент должен был придать различные виды направленности с различным характером динамики. Работы выполнялись в материале: металле, дереве, пластмассе, картоне, бумаге. Упражнения приносили значительную пользу, но постоянно ощущалось незнание первоначальных композиционных понятий.

Разработка программ курса упражнений, с попыткой в возможно более полной мере учесть специфику дизайн-проектирования проводилась в МВХПУ профессором Минервиным. Его курс «Архитектоника промышленных форм» ставил своей целью развитие у слушателей объемно-пространственного представления, навыков восприятия, умения анализировать форму промышленных изделий, навыков использования закономерностей формообразования и отдельных средств композиции. Цель: дать сначала общее представление о технической эстетике, как о науке и ее предмете, задачах и структуре, раскрыть отдельные разделы и проблемы технической эстетики, дать определение общих понятий в ней используемых и подготовить к проектированию.

 

Курс состоял из 3-х разделов:

 

1

Техническая эстетика и эстетика промышленных форм.

2

Основы формообразования промышленных изделий.

Основу практического курса упражнений составляет система с широким охватом вопросов специфики дизайнерского творчества. Основные упражнения - изучение основ объемно-пространственной композиции и формообра­зования.

При изучении композиции рассматривались темы: объемно-пространствен­ная структура, тектоника, средства гармонизации. Одним из нововведений курса стали задания по комбинаторике и выполнение небольшого проекта для освоения связи объекта со средой.

 

Пропедевтический курс Минервина является определенно дизайнерской пропедевтикой. Выводы, которые он делает в конце своего курса, близки к позициям архитектурной пропедевтики, но и имеют ряд существенных отличий.

 

Минервин, также как и Ладовский рассматривал пропедевтику в общем процессе подготовки студента, но не студента архитектора, а студента дизайнера; без пропедевтики не мыслилась нормальная подготовка специалистов. Задания по пропедевтическому курсу обязательно должны были выполняться в макете и носить исключительно непредметный характер. Говоря о том, что целью курса является, в конечном счете, направленность на освоение основных закономерностей композиции и формообразования, он не придавал сильного значения влиянию или воздействию формы на человека, но особое внимание обращал на методы достижения потребительских эффектов в условиях массового индустри­ального производства. В отличие от упражнений по архитектурной пропедевтике, Минервин не выделял метр и ритм как основополагающее средство композиции, а последовательно говорил обо всем спектре композиционных закономерностей. Он определял не просто виды композиции (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная), а давал определения структурам объемной фор­мы. Особое внимание уделял модулю (правда в его архитектурном понимании) и упражнениям по комбинаторике - своеобразным нововведениям в дизайнерской пропедевтике.

3
Закономерности и средства построения формы промышленных изделий.

комплексное рабочее место.jpg
комплексное рабочее место_макет.jpg

Следующим этапом в развитии дизайнерской пропедевтики явилась программа Кракиновской - курс с минимальным количеством учебных часов (38 учебных часов по сравнению с курсом Минервина, который был рассчитан на 130 часов), включающий упражнения, направленные на использование развиваю­щих возможностей обучения. В этих упражнениях ставилась задача изучения минимально возможного количества основных композиционных понятий, но с наиболее широким раскрытием их художественно-конструкторских связей. Здесь основное внимание уделялось изучению тектоники, комбинаторики, струк­туры, изучению особенностей группировки и восприятия элементов в объёме и пространстве. Одним из нововведений курса, которое было последовательно развито в 1990-е года, можно считать появление в программе упражнений на различные виды структур, интерес к немного забытым процессам восприятия элементов композиции человеком и включении бионики в единую систему пропедевтического курса.

Курс «Основы композиции», созданный Кракиновской изначально предназначен для кафедры промышленного искусства, но вскоре превратился в общее-институский курс, сосредоточенный на специально созданной кафедре.

Кафедра «Основ композиции» существует до сих пор и в настоящее время ограничивается небольшим лекционным курсом композиции, несколькими упражнениями, обучением студентов методам построения перспектив, теории теней и ознакомлением с некоторыми видами шрифтов.

Параллельно с кафедрой «Основы композиции» на кафедре «Промышленное искусство» продолжает развиваться специализированный курс пропедевтики и надо отметить, что на сегодняшний день представляется более перспективным, чем обще-художественная пропедевтика.

склейка_старых работ.jpg

С 1996 г. на кафедре промышленного дизайна ведутся экспериментальные разработки нового пропедевтического курса. Первые поиски были связаны с ар­хитектурным направлением пропедевтики, поскольку курс вела Кудряшева С.Д. выпускница МАРХИ. Архитектурное влияние сказалось на выделения в курсе ритма, как основы гармонизации композиции,тщательном изучении архитектур­ного ордера, как классического порядка взаимосвязи основных конструктивных и декоративных элементов Древней Греции, классических пропорциональных систем. Интересными моментами в курсе были выделение содержательно-об­разного начала в формальной композиции и вопрос о степени композиционной завершенности форм, которая обусловливает сочетаемость этих форм в пред­метном контексте среды (конечном этапе гармонизации).