top of page

История кафедры Промышленный дизайн

промышленный дизайн 1960 годов

Осно­ва­те­лем (1962 год) и бес­смен­ным руко­во­ди­те­лем кафедры до 1967 года был выпуск­ник ВХУТЕИНа, про­фес­сор, заслу­жен­ный дея­тель искусств Россий­ской Феде­ра­ции Захар Николаевич Быков. Он собрал вокруг себя кол­лек­тив, вклад кото­рого в фор­ми­ро­ва­ние «стро­га­нов­ской школы дизайна» до сего­дняш­него дня не оце­нен по достоинству.

Сегодня заве­ду­ю­щий кафед­рой "Промышленный дизайн" — профессор Монина Татьяна Александровна.

С 1967 года заведующим кафед­рой рабо­тал про­фес­сор Г.В. Крюков, выда­ю­щийся педа­гог, вос­пи­тав­ший целую пле­яду уче­ни­ков, с·честью нося­щих зва­ние «стро­га­нов­цев». В этот период была окон­ча­тельно сфор­ми­ро­вана учеб­ная про­грамма курса «Проек­ти­ро­ва­ние и моде­ли­ро­ва­ние», став­шая осно­вой для под­го­товки спе­ци­а­ли­стов в обла­сти дизайна по всей стране.

Сегодня дизай­неры, под­го­тов­лен­ные на кафедре, раз­ра­ба­ты­вают изде­лия и пред­меты, фор­ми­ру­ю­щие жилую и про­из­вод­ствен­ную среду, а также тор­го­вое обо­ру­до­ва­ние. Две трети про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ского состава кафедры явля­ются чле­нами твор­че­ских сою­зов России: Союза архи­тек­то­ров, Союза худож­ни­ков, Союза дизайнеров. 

 

слесарный инструмент дизайн 1960х годов

ИЗ ИСТОРИИ СТРОГАНОВКИ:
СТАНОВЛЕНИЕ КУРСА ДИЗАЙН-ПРОПЕДЕВТИКИ

 

Все началось с появления новых объединенных мастерских во главе с Николаем Александровичем Ладовским и его концепции формообразования. Она состояла в систематизации основополагающих положений и в выделении приемов построения объемно-пространственной композиции, основанных на изучении основных «архитектурных-элементов» - простых геометрических тел.

Какие были  главные моменты теории Ладовского, названной в истории «психоаналитическим методом»?​

Современный курс дизайн-пропедевтики в МГХПУ им. Строганова сформировался не сразу и своими истоками восходит к пропедевтическим курсам ВХУТЕМАСа. Именно там, на волне новаторских течений советской архитектуры начала XX в. сформировались пропедевтические дисциплины, которые сегодня заняли прочное место в структуре художественного образования. Основной для возникновения курсов послужили работы молодых прогрессивных художников в поисках единых для различных видов искусств, средств и приемов художественной выразительности.

Стоит отметить, что изначально пропедевтический курс разрабатывался педагогами - архитекторами для студентов архитектурного отделения ВХУТЕМАСа.

1.

Стремясь преодолеть условия и наследие классических форм Ладовский резко изменил соотношение конкретного и абстрактного в системе преподавания, перевернув все с ног на голову. До этого преобладал метод от конкретного к абстрактному - сначала усваивали конкретные формы и анализировали конкретные памятники, а потом подходили к общим приемам композиции. Ладовский  предложил метод от абстрактного к конкретному, т.е. обучение начиналось с методов, а не с деталей. Результат - быстрое развитие механизма мышления и воображения , овладение логическими и образными моделями.

2.

В основе всех заданий Ладовского стояли 2 задачи: учет закономерностей восприятия  и организация пространства с учетом этих закономерностей. Он ставил задачу найти в вопросах объемно-пространственного формообразования не только эмоциональные, но и рациональные моменты, т. е. учет объективных закономерностей восприятия  человеком архитектурных сооружений в формально-эстетических поисках. Он не ставил композиционные задачи, а говорил об организации пространства, о преобразовании формы сточки зрения задач ее восприятия и т. д. При выполнении заданий о красоте как таковой не думали, стремились, чтобы найденное решение эмоционально действовало.

3.

Николай Александрович Ладовский ввел макетный метод преподавания, очень важный в учебно-методическом плане. Этот метод помог расковать фантазию архитекторов на этапе выработки новых приемов и средств художественной выразительности. Студенты стали мыслить не фасадами, а объемно-пространственной композицией здания в целом. Результат: макетирование, особенно в глине, давало возможность развивать у начинающего студента пространственное воображение.

Следующий виток в развитии пропедевтики произошел в связи с коренным программным перестроением ВХУТЕМАСа - учреждением базового 2-х годичного Основного отделения для всех факультетов, где художественная пропедевтика играла важную роль в первоначальной подготовке будущих специалистов. Все специализации проходили предварительную общехудожественную подготовку по дисциплинам: «Цвет», «Графика», «Объем» и «Пространство». С появлением Основного отделения пропедевтика начинает свое развитие не только как вводный курс профессии архитектора. В пропедевтических дисциплинах Основного отделения - а именно «Объеме» и «Пространстве» и в архитектурной пропедевтике Ладовского начинает формироваться дизайнерская пропедевтика, само­стоятельно определившаяся на кафедре «Художественного конструирования» к 1962 г.

Стоит остановиться на основных положениях дисциплин «Пространство» и «Объем» на основном отделении ВХУТЕМАСа подробнее.

Дисциплина «Пространство», по сути, развивала архитектурную пропедев­тику Ладовского и преподавалась его учеником - профессором Кринским. Соглашаясь с Ладовским в принципиальной важности выделения отвлеченной художественной формы для понимания смысла композиционной деятельности в архитектуре, искомые принципы формообразования Кринский интуитивно старался вывести из предшествующего опыта архитектуры. В его рассуждениях всегда присутствуют исторические примеры, памятники зодчества разных эпох, чего определенно не встречается у Ладовского.

Смысл пропедевтического курса Кринский видел:

в изучении композиционных средств и закономерностей построения объемно-пространственных форм для решения архитектурно-компози­ционных задач в курсовом проектировании;

в развитии объемно-пространственного мышления и композиционных навыков; в овладении макетированием, как одним из средств в процессе архитек­турного проектирования.

Интересны основные разделы, которые Кринский выделял в пропедевтичес­ком курсе. Это были три важнейшие (в его понимании) темы:

проп 8_композиция.jpg

1

Виды композиции - фронтальная, объемная и глубинно-пространственная.

проп 3_выявление формы.jpg

2

Членение и выявление формы.

проп 1_метр и ритм.jpg

3

Метр и ритм.

Дисциплина «Объем» была некой отвлеченной пропедевтикой к межфакуль- тетскому преподаванию скульптуры. Если у Ладовского главной целью стояло умение работать с пространством и правильно его организовывать, то тут главной задачей было развитие у студента пластического чувства и умения мыслить в объе­ме. Возглавив (вместе с Королевым) мастерскую скульптурного факультета, Лавинский, сразу же начал вводить «объективный метод» преподавания, который предусматривал на первых порах аналитическое изучение простых геометричес­ких объемных форм и их сочетаний. 

Как и другие художники, принявшие «объек­тивный метод», он искал пути перехода к форми­рованию нового предметного мира, пытался при­дать рациональное направление экспериментам с формой, увидеть закономерности в смене одних форм другими. Новая концепция формы, связан­ная с анализом и разложением зрительных обра­зов, дает и новые зрительные ощущения - они, вместе с новыми темами, изобретенными челове­ком и подсказанные индустрией создают новые взаимоотношения предметной среды и природы.

Весной 1930-го года, после генеральной реорганизации ВУЗов, ВХУТЕИН был ликвидирован. При этом практически прекратила свое существование отечественная школа по подготовке дизайнеров. При этом факультет дерметфак (прообраз современной кафедры «Дизайн») оказался в наихудшем положении, так как основные факультеты передавались в специализированные ВУЗы с сохранением художественной специфики (например, архитектурный), а дерметфак был просто ликвидирован.

Позднее, с восстановлением МГХПУ им. Строганова,
пришлось заново создавать школу дизайнеров (художников-конструкторов).

В 1962-м году в училище был приглашен профессор МАрхИ И.В. Ламцов - ученик Ладовского и один из авторов известного труда 20-х годов по композиционной пропедевтике. Под его руководством велось изучение закономерностей построения формы в пространстве на кафедре «Художественное конструирование».

Программу пропедевтического курса Ламцова можно отнести к архитектурному типу пропедевтики -т.е. он включал задачи на различные виды композиционных построений: построение фронтальной, объёмной и доминирующей глубинно-пространственной композиции, упражнения с отдельными элементами композиции и упражнения, поясняющие различные понятия, обусловливающие связи между этими элементами. Основной темой курса были упражнения на выявление ритмических и метрических связей и динамику объёмной формы. При работе над последними упражнениями статическим объектам студент должен был придать различные виды направленности с различным характером динамики. Работы выполнялись в материале: металле, дереве, пластмассе, картоне, бумаге. Упражнения приносили значительную пользу, но постоянно ощущалось незнание первоначальных композиционных понятий.

Разработка программ курса упражнений, с попыткой в возможно более полной мере учесть специфику дизайн-проектирования проводилась в МВХПУ профессором Минервиным. Его курс «Архитектоника промышленных форм» ставил своей целью развитие у слушателей объемно-пространственного представления, навыков восприятия, умения анализировать форму промышленных изделий, навыков использования закономерностей формообразования и отдельных средств композиции. Цель: дать сначала общее представление о технической эстетике, как о науке и ее предмете, задачах и структуре, раскрыть отдельные разделы и проблемы технической эстетики, дать определение общих понятий в ней используемых и подготовить к проектированию.

 

Курс состоял из 3-х разделов:

 

1

Техническая эстетика и эстетика промышленных форм.

2

Основы формообразования промышленных изделий.

Основу практического курса упражнений составляет система с широким охватом вопросов специфики дизайнерского творчества. Основные упражнения - изучение основ объемно-пространственной композиции и формообра­зования.

При изучении композиции рассматривались темы: объемно-пространствен­ная структура, тектоника, средства гармонизации. Одним из нововведений курса стали задания по комбинаторике и выполнение небольшого проекта для освоения связи объекта со средой.

 

Пропедевтический курс Минервина является определенно дизайнерской пропедевтикой. Выводы, которые он делает в конце своего курса, близки к позициям архитектурной пропедевтики, но и имеют ряд существенных отличий.

 

Минервин, также как и Ладовский рассматривал пропедевтику в общем процессе подготовки студента, но не студента архитектора, а студента дизайнера; без пропедевтики не мыслилась нормальная подготовка специалистов. Задания по пропедевтическому курсу обязательно должны были выполняться в макете и носить исключительно непредметный характер. Говоря о том, что целью курса является, в конечном счете, направленность на освоение основных закономерностей композиции и формообразования, он не придавал сильного значения влиянию или воздействию формы на человека, но особое внимание обращал на методы достижения потребительских эффектов в условиях массового индустри­ального производства. В отличие от упражнений по архитектурной пропедевтике, Минервин не выделял метр и ритм как основополагающее средство композиции, а последовательно говорил обо всем спектре композиционных закономерностей. Он определял не просто виды композиции (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная), а давал определения структурам объемной фор­мы. Особое внимание уделял модулю (правда в его архитектурном понимании) и упражнениям по комбинаторике - своеобразным нововведениям в дизайнерской пропедевтике.

3
Закономерности и средства построения формы промышленных изделий.

комплексное рабочее место.jpg
комплексное рабочее место_макет.jpg

Следующим этапом в развитии дизайнерской пропедевтики явилась программа Кракиновской - курс с минимальным количеством учебных часов (38 учебных часов по сравнению с курсом Минервина, который был рассчитан на 130 часов), включающий упражнения, направленные на использование развиваю­щих возможностей обучения. В этих упражнениях ставилась задача изучения минимально возможного количества основных композиционных понятий, но с наиболее широким раскрытием их художественно-конструкторских связей. Здесь основное внимание уделялось изучению тектоники, комбинаторики, струк­туры, изучению особенностей группировки и восприятия элементов в объёме и пространстве. Одним из нововведений курса, которое было последовательно развито в 1990-е года, можно считать появление в программе упражнений на различные виды структур, интерес к немного забытым процессам восприятия элементов композиции человеком и включении бионики в единую систему пропедевтического курса.

Курс «Основы композиции», созданный Кракиновской изначально предназначен для кафедры промышленного искусства, но вскоре превратился в общее-институский курс, сосредоточенный на специально созданной кафедре.

Кафедра «Основ композиции» существует до сих пор и в настоящее время ограничивается небольшим лекционным курсом композиции, несколькими упражнениями, обучением студентов методам построения перспектив, теории теней и ознакомлением с некоторыми видами шрифтов.

Параллельно с кафедрой «Основы композиции» на кафедре «Промышленное искусство» продолжает развиваться специализированный курс пропедевтики и надо отметить, что на сегодняшний день представляется более перспективным, чем обще-художественная пропедевтика.

склейка_старых работ.jpg

С 1996 г. на кафедре промышленного дизайна ведутся экспериментальные разработки нового пропедевтического курса. Первые поиски были связаны с ар­хитектурным направлением пропедевтики, поскольку курс вела Кудряшева С.Д. выпускница МАРХИ. Архитектурное влияние сказалось на выделения в курсе ритма, как основы гармонизации композиции,тщательном изучении архитектур­ного ордера, как классического порядка взаимосвязи основных конструктивных и декоративных элементов Древней Греции, классических пропорциональных систем. Интересными моментами в курсе были выделение содержательно-об­разного начала в формальной композиции и вопрос о степени композиционной завершенности форм, которая обусловливает сочетаемость этих форм в пред­метном контексте среды (конечном этапе гармонизации).

bottom of page