НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОПЕДЕВТИКИ СТУДЕНТАМ-ДИЗАЙНЕРАМ  

Прежде чем изложить некоторые мысли по поводу современного преподавания дисциплины «Пропедевтика» и необходимого пересмотра ряда позиций в  давно сложившейся и, к сожалению, на данном этапе преподавания этого предмета, во многом устаревшей методики, мне бы хотелось вначале текста привести точные формулировки, определяющие , что есть пропедевтика в научном общепринятом понимании. Итак, обратимся к компетентным авторам и проверенным источникам: «ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. рropaideuo – предварительно обучаю), введение в к.–л. науку, предварительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме»[1]. Еще одно определение «свод знаний, принципов или правил, предваряющих введение в искусство или науку»[2].

Также, встречаются и упрощенные формы определений, по смыслу созвучные выше приведенным: пропедевтика – философский термин, означающий занятия, предваряющие введение в науку; подготовительный вводный курс в науку и т.п.

Читая материалы по рассматриваемой здесь теме, неизменно встречаются тексты о том, что цель пропедевтики – подготовить психологически и содержательно к успешному решению учебных задач[3] и что пропедевтика как процесс подготовки дает вводные познания, преподносит материал в элементарной форме, чтобы учащиеся обрели знания о целях и принципах работы в выбранной ими сфере профессионального обучения.

И  в заключение этого небольшого  экскурса, рассматриваемого здесь нами понятия, определение из энциклопедии по философии «<…> - подготовительные занятия, учебное изложение философской системы, позволяющее перейти к более глубокому усвоению основных дисциплин».

Зачем так много терминов об одном и том же? Необходимость разобраться. В  этом учебном году мне поручено вести курс пропедевтики для бакалавров первого курса кафедры Промышленный  дизайн и создать учебную программу, а не вести предмет по сложившейся и апробированной в предыдущие годы программе. Задача не из легких, поскольку предстоит осмыслить и переосмыслить то, что делалось до сего дня, помыслить над тем, как наиболее эффективно методически можно раскрыть все составляющие самого определения «пропедевтика» с учетом специфики направленности нашей кафедры. Для меня это не первый подобный опыт. Четырнадцать лет назад, было предложено вести колористику и цветовую композицию по своим авторским программам, с этими предметами была тупиковая ситуация,  все понимали, что без цвета и композиции невозможно обучать студентов-дизайнеров, а как вести эти дисциплины, вырвавшись из стереотипного понимания, на тот момент не было представления. С 2003 года мною была проведена большая методическая, аналитическая и практическая работа, основанная на классических источниках (см. авт. И. Иттен, Л.Н. Миронова, А.М. Родченко, Н.Н. Волков, В.В. Бычков,  В.П. Шестаков, Павсаний, Витрувий, Леонардо да Винчи и мн. др.),  на современных изысканиях (авт. Лора Слэк, Марта Джилл, Леса Савахата, Кики Элдридж, Литрис Айсмэн, Вэлэн Эверс, Эрика Кандра и мн. др), а также новейших материалах, собранных в результате посещения семинаров, мастер-классов и других мероприятий, проводимых отдельно или в рамках деловых программ  крупнейших международных выставок, посвященных различным сегментам индустриального дизайна (WGSN, Panton, ICA). Результатом  этой большой работы стал учебник-практикум по колористике и цветовой композиции[4],  как можно оценивать  этот итог? Полагаю, положительно, поскольку  учебник рекомендован Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области дизайна и изобразительных искусств для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 052400 «дизайн», а также за данное  учебное пособие в 2012 году, автор была награждена Международной общественной ассоциацией Society of designers особым дипломом.

 

Безусловно, предыдущий опыт послужит базисом для  создания программы по дисциплине пропедевтика, а  определенная его часть станет ее составляющей, поскольку цвет и композиция – основообразующие компоненты преподавания пропедевтики студентам-дизайнерам.

 

Все крупные мировые компании-производители промышленных товаров имеют в штате дизайнера-колориста, а то и нескольких. Те же, кто не может позволить себе такую штатную единицу, нанимают таковых специалистов во время разработки новых линеек продукции. Мировые бренды внимательно и своевременно отслеживают  новые цветовые тенденции в дизайне, предлагаемые Международной Цветовой ассоциацией и другими крупнейшими комитетами, занимающимися цветом. Разработкой прогнозов на будущее занимаются лучшие специалисты, в процессе задействованы эксперты различных направлений: колористы, политологи, социологи, психологи и мн. др. Разумеется, если бы цвет в дизайне не был столь важен, то не было бы необходимости в этих разработках. Никакая маркетинговая, даже самая грандиозная, акция неспособна реализовать невзрачный по цветовому решению продукт, пусть  он даже совершенен по форме и содержанию.

 

Объемно-пространственные композиции тоже необходимо включить в тематический комплекс  по программе «Пропедевтика», поскольку «цель пропедевтики в системе художественного проектирования заключается в развитии эмоционально-чувственного восприятия формы на базе освоения композиционных приемов и средств, которые в дальнейшем используются в процессе формирования визуального облика объектов проектирования при раскрытии их смысловых содержаний»[5], - так утверждает М.М. Лоншакова и автор данной статьи полностью с ней согласна.

 

Третья значимая составляющая программы пропедевтики – плоскостная композиция. Наука о композиционных основах художественного проектирования и на формальных элементах вводит в курс эстетической организации, необходимой для успешной проектной деятельности. Композиция – не есть произвольная абстракция. А художественно организованное гармоничное целое, выстроенное по ясным определенным законам. И дизайнеру, создающему «форму не с натуры, а по воображению, как бы «из ничего», нужна определенная грамота построения согласованного целого. Такой специфической профессиональной грамотой дизайнера является теория композиции»[6].  Так,  Н.Н. Митрофанова[7] отмечает особую роль пропедевтики именно на начальном этапе обучения дизайнерской деятельности. Пропедевтика, будучи своеобразным профильным предметом – « введение в науку», способствует освоению знаний и навыков плоскостной, объёмной и объёмно-пространственной структуры, композиционных законов и средств, приёмов и средств формообразования. Она оперирует эффективными всеохватывающими категориями художественно-проектного творчества и является его базовым средством. «По своей сути – это наука о композиционных основах художественного проектирования и на формальных элементах вводит в курс эстетической организации, необходимой для успешной проектной деятельности»[8]. О значимости композиции в обучении студентов-дизайнеров, говорили и говорят многие исследователи-теоретики дизайна,  преподаватели и методисты художественных вузов. Е.А.  Розенблюм подчеркивал, что: «композиция есть средство, язык и метод художественного проектирования»[9].

 

В нашем учебном плане пропедевтика относится к практическим занятиям, но и как теоретическая дисциплина, этот предмет  в полной мере тоже мог бы преподаваться с использованием междисциплинарного научного подхода, но, раз он причислен к практическим  дисциплинам, опять же возвращаясь к  определениям (см. начало статьи), невозможно исключить теоретическую часть и, связанную с ней, пусть и начального уровня, исследовательскую аналитическую работу,  без которой трудно  представить, как можно проводить многоуровневую подготовку дизайнеров, где программные задания по пропедевтике предоставляют возможность овладеть универсальными методами и приемами, которые в дальнейшем позволят легко адаптироваться к решению проектных задач различной сложности.  В теоретический блок входит лекционная часть, работы аналитического характера – информационно-аналитические справки, в нашем случае это сбор и обработка материалов по результатам посещения международных выставок, связанных с экспонированием на них продукции крупнейших производителей промышленных товаров и рефераты.

 

Таким образом, комплексный  и междисциплинарный подход в преподавании пропедевтики студентам-дизайнерам, позволит заложить базис знаний и практических навыков на начальном этапе обучения в многоуровневой подготовке бакалавров.  

 

[1]  СЭС. М., 1979. С.1081

[2] NEW  WEBSTER"S  DICTIONARY of THE  ENGLISH  LANGUAGE. Surjeet Publications   под редакцией профессора Колумбийского Университета  Марио Пей ( Mario Pei ). SURJEET  PUBLICATIONS 7-K Kolhaphur Road Kamla Nagar Delhi – 110007. 1989. С. 1195

[3] См. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. 2000

[4] А.В. Пахомова, Н.В. Брызгов. Колористика. Цветовая композиция. М., 2011.

[5] Лоншакова М. М. Актуальные проблемы и современные тенденции развития пропедевтики в системе художественного проектирования. Филология, искусствоведение и культурология: актуальные проблемы. Новосибирск, 2012.

[6] Кудряшова С. Д.Объемно-пространственная композиция в дизайне. Основы гармонизации предметной формы. М., 1991.

[7] Митрофанова Н. Н. Пропедевтика – основа в системе дизайн-образования. Электронный курс.

[8] Бакалдина Г. В. Пропедевтика как компонент профессионального обучения дизайнера. http://www.tsutmb.ru/nayk/int_konf/forum_vserossijskogo_studencheskogo_soyuza_v_tambove

[9] Розенблюм Е.А. Художник в  дизайне. М., 1974.

© 2019 Кафедра "Промышленный дизайн" факультета "Дизайн" МГХПА им. С. Г. Строганова

  • YouTube канал кафедры Промдизайн
  • Facebook Black Round
  • Instagram - kpd100.stroganovka