top of page

Дисциплины кафедры

pre FIN6 s_3.jpg

Проект

Основная дисциплина, которая нацелена на формирование будущего специалиста в области Промышленного дизайна.

Профессиональный комплекс образовательных программ на кафедре осуществляется путем реализации широкого спектра учебных дисциплин.

Краткое определение понятия Промышленный дизайн – это функция и эстетика. Рассматривая область деятельности кафедры «Промышленный дизайн», как промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн можно с уверенностью сказать, что – это область деятельности, которая затрагивает почти все сферы окружающего нас материального мира. Работа промышленного дизайнера направленна на формирование окружающей нас предметно-пространственной среды, нацелена на массовое производство и сочетает в себе элементы функции, эстетики, искусства, технологии и маркетинга. 

Проектирование

Обучение на занятиях Проектирования включает в себя все основные этапы разработки промышленных объектов:

от генерации идеи и ее концептуальной проработки… до визуализации и выполнения трехмерных макетов или моделей. 

Студенты нашей кафедры, начиная с первого курса, занимаются созданием дизайн проектов. Проводят предпроектные исследования, занимаются сбором и анализом материалов, создают концепции, делают эскизы, разрабатывают прототипы, готовят свои проекты в производство.

Профессиональный комплекс образовательных программ на кафедре осуществляется путем реализации широкого спектра учебных дисциплин.

 

Для получения студентами практических навыков в прототипировании и макетировании на кафедре Промышленный Дизайн были созданы мастерские в формате FABLAB. Такой формат открытых мастерских уже хорошо зарекомендовал себя по всему Миру: он подразумевает возможность каждого студента на практике реализовать свои проектные идеи, получая для этого необходимые навыки работы с инструментами и материалами от команды опытных мастеров, будь то вакуумное формование, литье пластика или 3д печать.

Начиная с азов и делая свои первые шаги на практических занятиях в FABLAB, со временем у ребят накапливается драгоценный опыт не просто работы с живым материалом, но и понимание того, как на практике работает дизайн, как проходится путь от эскиза до опытного образца.

Бакалавриат, Магистратура ПД, Магистратура ЦИД, Магистратура ДК.

Преподаватели: профессор Лаврентьев А.Н., профессор Монина Т.А., профессор Жердев Е.В.,  профессор Литвина Т.В., профессор Барышева В.Е., доцент Вильчес-Ногерол А.В., ст. преподаватель Кузнецова Е.А.,  преподаватель Антонов И.А., преподаватель Зенченко А.В.

Селизнева Елизавета_5_.jpg

Блок специальных дисциплин

Блок дисциплин связан с профильными направлениями кафедры.

Бакалавриат

Проектирование
Экологическое проектирование

Скетчинг

Конструирование и эргономика

Материаловедение и технология

Промграфика и верстка презентаций

Магистратура ПД

Проектирование

Научно-исследовательская работа

Учебно-исполнительская практика

Магистратура ЦИД

Цифровое проектирование и
моделирование

Научно-исследовательская работа

Инфографика

Цифровое моделирование и
визуализация научных данных

Аудиовизуальные средства
моделирования цифрового
пространства

Сценография экранного искусства

Преподаватели: профессор Лаврентьев А.Н., профессор Монина Т.А., профессор Брызгов Н.В., профессор Жердев Е.В.,  профессор Литвина Т.В., профессор Барышева В.Е., доцент Вильчес-Ногерол А.В., доцент Удальцова М.Б., доцент Филатов Л.С., доцент Емельяненко С.К., ст. преподаватель Кузнецова Е.А.,  преподаватель Зенченко А.В., преподаватель Антонов И.А., ст. преподаватель Мясникова Л.Г., преподаватель Бабий Д.Ю.

Пропедевтика в промышленном дизайне

Пропедевтический блок 

Программы нацелены на развитие композиционного и объемно-пространственного мышления и приобретения навыков предпроектного исследования у студентов 1-го-2-го курсов.

Бакалавриат

Пропедевтика
Основы композиции
Основы производственного
мастерства

Макетирование

Магистратура ПД

_

Магистратура ЦИД

_

Преподаватели: профессор Пахомова А.В., доцент Филатов Л.С., доцент Удальцова М.Б., доцент Филатов Л.С., преподаватель Бабий Д.Ю., учебный мастер Сайгин В.В., учебный мастер Фильчаков А.А.

Фотовыставка Планета Москва

Информационно-технологический блок

Программы этого блока подготовлены как для студентов 1-4 курсов бакалавриата, так и для магистратуры «Промышленный дизайн» и магистратуры «Цифровое искусство и дизайн».

Бакалавриат

Магистратура ПД

Эффективная презентация в дизайне

Конструирование и технологии в промышленном дизайне

Магистратура ЦИД

Инструменты моделирования
цифрового пространства

Цифровое программирование

Преподаватели: доцент Филатов Л.С., ст. преподаватель Мясникова Л.Г., доцент Чернийчук И.А., преподаватель Антонов И.И., преподаватель Бабий Д.Ю.

Груды книг

Блок теоретических дисциплин

Дисциплины направленные на изучение фундаментальных знаний связанных с дизайн-образованием.

Бакалавриат

История дизайна науки и техники

Средства визуальной коммуникации

Магистратура ПД

Методология НИР

Метафора в дизайне

Магистратура ЦИД

Методология НИР

Теория и история цифрового
искусства

Преподаватели: профессор Лаврентьев А.Н., профессор Жердев Е.В., профессор Литвина Т.В. профессор Барышева В.Е., доцент Лаврентьева Е.А., ст. преподаватель Мясникова Л.Г.

Блоки дисциплин

Программы обучения

Кафедра "Промышленный Дизайн" активно развивает современные направления дизайн-образования. Успешно реализуются современные методы обучения по направлению "Промышленный дизайн" по программе бакалавриата и магистратуры. Направление "Цифровое искусство и дизайн" по программе магистратура. При кафедре работает аспирантура МГХПА им. С. Г. Строганова.

Преподаватели о своих дисциплинах

История дизайна

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И  ТЕХНИКИ

Жердев Евгений Васильевич

В дисциплине «История дизайна, науки и техники» рассматриваются вопросы генезиса дизайна, начиная с древнейших времен, с периода возникновения протодизайна в период до машинного производства, становления и развития профессионального дизайна в XX и начале XXI века. Показано развитие техники от простейших орудий труда до сложнейших современных и будущих индустриальных объектов. История технического развития общества, научных открытий и изобретений рассматривается с дизайнерско-исусствоведческих позиций во взаимосвязи с явлениями художественно-прикладной деятельности ведущих дизайнеров, архитекторов и художников. Большое внимание уделено отечественному и зарубежному дизайну в контексте исторических художественных стилей и современных стилевых напрвлений.                                                                       

топор в форме медведя
23498345.jpg
Многофункциональный беспилотный комплекс для ГИБДД

СКЕТЧИНГ

Удальцова Мария Борисовна

В дисциплине "Скетчинг" рассматриваются вопросы современной подачи быстрого наброска проектной идеи или зарисовки из сбора материала к проекту, методика и техника скетча от рождения первых линий до окончательного выразительного и профессионального изображения, отражающего самую суть проектной идеи. 

 

Большое внимание уделяется изучению различных техник подачи эскиза, использованию различных материалов и способов специального рисунка. Работа ведется как над ручной подачей скетча, так и с использованием цифровых технологий, современных компьютерных графических программ, что дает возможность поднять качественный уровень скетча, дополнить ручную подачу или полностью заменить ее цифровой.

 

С помощью данного подхода программа "скетчинг" дает возможность студентам всесторонне изучить предмет и приобрести навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Удальцова М.Б. преподаватель скетчинга
Скетчинг
скетчинг промдизайн в Строгановке

МЕТАФОРА В ДИЗАЙНЕ

Жердев Евгений Васильевич

В предмете дисциплины «Метафора в дизайне» рассматривается метафора как универсальная категория формирования художественной образности и проектно-культурного жанра в различных сферах дизайна (промышленном, графическом, средовом, экологическом, эргономическом и т.д.) за счет многообразия ее проявлений и значений, пересечения с другими поэтическими тропами и вхождения в инструментальную, идейно-ценностную и культурно-языковую технологии в решении художественно-проектных задач; анализируется знаковый характер метафоры в контексте семиотики дизайна, в частности, художественной семантики, образного мышления, воображения, восприятия дизайнера и реципиента, а также рассматривается ее роль как синтеза эстетической организации материальной и духовной среды бытия человека в художественное целое.

Как показывает опыт, принципы метафорической образности при внедрении их в производство, способствуют успешной реализации товаров народного потребления.

Метавфора в дизайне гиря в форме свиньи
Метавфора в дизайне. МГХПА им. Строганова рукомобиль
Метавфора в дизайне красная машина

СЦЕНОГРАФИЯ ЭКРАННОГО ИСКУССТВА

Мясникова Людмила Геннадиевна

Дисциплина рассчитана на 3 семестра, включает в себя 216 часов аудиторных занятий, по 72 часа в семестр, 4 часа в неделю.

Целью дисциплины является формирование у магистров целостного системного представления об использовании базовых принципов кинодекорационного искусства в создании визуального пространства в современных экранных искусствах и дизайне на основе изучения исторического опыта кинематографа. Курс нацелен на подготовку будущего выпускника магистратуры к решению профессиональных задач в кинематографе, на телевидении, в видеопроектах. Кроме того, он вооружает работников музеев, организаторов выставочных пространств и досуговых мероприятий знаниями и приемами сценографического принципа организации пространства.

Тематически дисциплина построена таким образом, чтобы выявить наиболее полезный в цифровую эпоху опыт экранных искусств, в первую очередь, кино, как старейшего из них. Курс основан на материале отечественного кинематографа. Программа 1-го семестра посвящена раннему кино и русскому киноавангарду. Задачи первого семестра – освоить язык кино: научиться видеть кадр, уметь его атрибутировать, понимать монтаж, законы динамической композиции, специфику визуального языка экрана; изучить классификацию предметно-пространственной среды экрана и законы ее организации в кадре. 

Программа 2-го семестра сконцентрирована на технологических нововведениях и их влиянии на экранное творчество. Рассматриваются вопросы звука, цвета, формата и цифровых технологий в историческом контексте отечественного кино. Задачи семестра – изучить весь спектр выразительных возможностей экрана, непосредственно связанных с технологиями; научиться строить пространство отдельного кадра и всего экранного произведения как синтетическое единство.

Программа 3-го семестра обращается к вопросам трюковых и комбинированных киносъемок, составивших матрицу цифровой технологии экрана. Она также базируется на материале отечественного кино. Задача – актуализировать творческие решения и подходы трюковой сценографии аналогового кино в современных условиях.

Программа курса обращает особое внимание на деятельность выдающихся художников кино, выпускников и педагогов Строгановской школы Владимира Егорова, Алексея Уткина, Александра Родченко.

Разомкнутая многоплановая декорация
 Первый отечественный цветной фильм на трехслойной пленке
Метод оптических перекладок

3D МОДЕЛИРОВАНИЕ

Бабий

Денис
Юрьевич

Технологические процессы современного моделирования - одно из важнейших средств визуализации и прототипирования в промышленном дизайне.  Является неотъемлемой частью проектирования предметного дизайна, позволяющего на различных этапах не только оценивать внешний вид изделия, но и выявлять эргономические и конструктивные недостатки.


Изучении дисциплины «технологические процессы современного моделирования» направленно на развитие и понимание учащегося методов и алгоритмов формообразования различных объектов. Важным аспектом является применение определенных средств и инструментов  программного обеспечения ,подбор наиболее эффективных в зависимости от задачи. Также ,дисциплина нацелена на формирование логичного и последовательного мышления в целом. Базовой частью обучения является воссоздание или копирование объектов дизайна ,разных по форм фактору и принципу моделирования ,на основе 2д и 3д  информации. В дальнейшем эти методы будут использоваться в построении собственных спроектированных трехмерных объектов для 2д визуализации на планшете ,так и подготовки для 3д печати в материале.

Проект модульной игрушки, ст. Абрамычева
Многоразовая крышка для бумажных стаканчиков
Дрон для МЧС

2D КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Филатов

Леонид

Станиславович

Цель дисциплины 2D графика – научить студентов профессиональному владению
современными технологиями для формирования изображений; системе методов и
приемов применения программных средств для ввода, обработки и отображения
графической информации; графическому языку изложения собственной проектной мысли; общедоступной фиксации творческого замысла; искусству демонстрационной графической подачи дизайн-проекта.

 

В процессе обучения ведется работа по изучению и освоению возможностей применения инструментальных средств графических компьютерных программ для создания и моделирования различных объектов и систем, необходимых для решения проектных задач: оформления чертежей в ортогональных проекциях; графического моделирования формы объектов; подготовке текстовых материалов; созданию PDF презентаций и оформления докладов на научно-практических конференциях.
 

В результате освоения дисциплины студенты будут знать: инструментальные средства графических компьютерных программ и возможности их применения для создания и последующего вывода на бумажном или ином носителе различных изображений, необходимых для оформления документации художественно-конструкторского проекта.
 

Изучение предмета 2D графика научит студентов пользоваться современными
графическими программами; получать необходимую информацию и владеть техникой компьютерной визуализации своих идей; разрабатывать эскизы, презентации, выполнять моделирование предмета с учетом эргономики и антропометрии; предлагать варианты композиционных, цветографических, эргономических решений спроектированного объекта.

2D графика ручной инструмент
Проектные чертежи
Квадроцикл графика

ПРОМГРАФИКА И ВЕРСТКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Еельяненко

Сергей

Константинович

Предмет «Промграфика и верстка презентаций» рассчитан на 3 и 4 семестр обучения. Цель программы — научить студентов основам верстки и грамотной подачи многостраничной презентации своего проекта. В течение двух семестров им предстоит познакомиться с модульной сеткой, набором разной плотности, научиться подбирать шрифт заголовков и подзаголовков, познакомиться с понятиями ключевое изображение и графическая текстура, изучить основы инфографики, формировать шаблонные и маркерные страницы, используя концептуально подобранные графические элементы, разрабатывать драматургию развития визуального сценария презентации. Также программа обучения затрагивает тему анимации на примере 20-секундного видеоролика, демонстрирующего собственный объект промышленного дизайна.

Пример учебной презентации собственного проекта
Пример учебной презентации собственного проекта
Графическая текстура

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ

Червонная Мария Алексеевна

В программе бакалавриата дисциплина изучается во втором и третьем семестрах и рассматривает свойства и технологические возможности материалов в формообразовании объектов дизайна.

 

Лекционные занятия по дисциплине знакомят с методами профессиональной практики. Студенты осваивают основные свойства материалов, способы моделировки и организации формы с использованием различных типов материалов, методы получения и способы технологической обработки, крепления и моделировки материалов, особенности художественной выразительности материалов.

 

Практическая часть учебной работы представляет собой проведение научно-исследовательской работы и презентации ее результатов на семинарских занятиях.

текстура дерева
текстура металла
текстура ткани

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Жердев Евгений Васильевич

Дисциплина «Научно-исследовательская работа» предназначена для подготовки магистрантов 1- го курса к написанию дипломной пояснительной записки по специальности «Промышленный дизайн».   Цель данной дисциплины - научить студентов проводить системно-комплексный, технико-эстетический предпроектный анализ, включающий в себя учет следующих факторов: соответствие формы функции, материалу, технологии,  среде, разработанному сценарию, требованиям композиции,  эстетики, современного стиля. Студенты должны научиться отражать в дипломной работе требования социологии, культурологи, потребительской идентификации. Данная дисциплина включает в себя решение проблемы создания художественной образности и патентной чистоты дипломного проекта.

Во введении  пояснительной записки должны быть отражены пункты:

актуальность; состояние вопроса; цель; задачи; объект; предмет; границы исследования; метод исследования; научная новизна исследования; научная и практическая значимость работы; апробация и внедрение результатов исследования; структура и объем работы.            

Обучение в библиотеке
Девушка читает
Студент написание

ПРОПЕДЕВТИКА

Пахомова Анна Валериевна

«Пропедевтика» - дисциплина, целями которой является подготовка студентов-дизайнеров психологически и содержательно успешно решать учебные задачи, чтобы учащиеся обрели знания о целях и принципах работы в выбранной ими сфере профессионального обучения. Пропедевтика дает разнообразные знания и навыки, которые являются базисом, позволяющим перейти к более глубокому усвоению основных дисциплин. В преподавании данной дисциплины используется междисциплинарный научный подход, который наиболее эффективен в реализации современных требований к данному предмету. Основные направления, которые входят в состав учебной программы – основы композиции, колористика и цветоведение, объемно-пространственная композиция, аналитическая работа, а также подробно изучается ассоциативный метод в дизайне, поскольку цель пропедевтики в системе художественного проектирования заключается в развитии эмоционально-чувственного восприятия формы на базе освоения композиционных приемов и средств, которые в дальнейшем используются в процессе формирования визуального облика объектов проектирования при раскрытии их смысловых содержаний. Все это, собственно, и позволяет в дальнейшем свободно реализовывать творческие идеи в дизайнерской проектной работе. Новизна преподавания данной дисциплины на нашей кафедре выражена в комплексном подходе изучаемых на занятиях тем.

Пахомова А.В. преподаватель пропедевтики
Задание по пропедевтике
Задание по пропедевтике

МУЛЬТИМЕДИА

Чернийчук Ирина Александровна

Мультимедиа – современный востребованный способ визуального повествования. Способ продемонстрировать новый продукт дизайна и рассказать о его преимуществах при помощи анимации, возможность оживить презентацию, сделать ее понятной и доступной для аудитории.

Основной акцент учебной программы дисциплины «Мультимедиа» делается на развитие творческого мышления и освоения законов, по которым создается мультимедийная презентация дизайн-продуктов и идей. Рассматриваются основные приемы создания мультимедиа презентации. Изучаются сценарные вопросы, постановка цели презентации, построение ее структуры, психология восприятия визуальной информации, определение длительности и аудиосопровождения. Основное внимание уделяется вопросам дизайна: создание концепции видеоролика, формирование стиля, разбор основных тенденций развития мультимедиа, правила дизайна презентации. Обучение происходит на основе разбора реальных примеров мультимедийных презентаций и выполнения собственных творческих работ.

анимация логотипа
Видеорецепт.jpg
учебная анимация

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ДИЗАЙНЕ 

Чернийчук Ирина Александровна

Содержание дисциплины нацелено на формирование глубоких теоретических и практических знаний в области эффективной презентации в дизайне. В современном мире быстро развивающихся технологий важно не только придумать новый объект дизайна, но и грамотно и эффективно представить новый продукт на рынок.

Для достижения эффективной реализации авторской концепции презентации рассматриваются и изучаются различные аспекты ее создания. Программа дисциплины включают в себя следующие разделы: основы композиции кадра, теория и практика видео- и аудио-монтажа, режиссура цвета, основы восприятия анимации, создание и редактирование анимированных изображений, интеграция 3D графики, типографика и приемы инфографики, написание сценария, создание раскадровки видеоролика, создание аниматика, создание анимированной презентации. Дисциплина предусматривает выполнение различных практических заданий, способствующих закреплению теоретических знаний и овладению навыками работы в компьютерных программах.

видеопортфолио.jpg
промышленный объект.jpg
промышленный объект_1.jpg
Метафора в дизайне
Научн-исследовательская работа
Сценография
Материаловедение и технология
Скетчинг
Пропедевтика
Мультимедиа
Эффективня презентация
3D моделирование
2D графика
Промграфика
bottom of page