Дисциплины кафедры

Проект

Основная дисциплина, которая нацелена на формирование будущего специалиста в области Промышленного дизайна.

Профессиональный комплекс образовательных программ на кафедре осуществляется путем реализации широкого спектра учебных дисциплин.

Краткое определение понятия Промышленный дизайн – это функция и эстетика. Рассматривая область деятельности кафедры «Промышленный дизайн», как промдизайн, предметный дизайн, индустриальный дизайн можно с уверенностью сказать, что – это область деятельности, которая затрагивает почти все сферы окружающего нас материального мира. Работа промышленного дизайнера направленна на формирование окружающей нас предметно-пространственной среды, нацелена на массовое производство и сочетает в себе элементы функции, эстетики, искусства, технологии и маркетинга. 

 

Обучение на занятиях Проектирования включает в себя все основные этапы разработки промышленных объектов:

от генерации идеи и ее концептуальной проработки… до визуализации и выполнения трехмерных макетов или моделей. 

Студенты нашей кафедры, начиная с первого курса, занимаются созданием дизайн проектов. Проводят предпроектные исследования, занимаются сбором и анализом материалов, создают концепции, делают эскизы, разрабатывают прототипы, готовят свои проекты в производство.

Профессиональный комплекс образовательных программ на кафедре осуществляется путем реализации широкого спектра учебных дисциплин.

 

Для получения студентами практических навыков в прототипировании и макетировании на кафедре Промышленный Дизайн были созданы мастерские в формате FABLAB. Такой формат открытых мастерских уже хорошо зарекомендовал себя по всему Миру: он подразумевает возможность каждого студента на практике реализовать свои проектные идеи, получая для этого необходимые навыки работы с инструментами и материалами от команды опытных мастеров, будь то вакуумное формование, литье пластика или 3д печать.

Начиная с азов и делая свои первые шаги на практических занятиях в FABLAB, со временем у ребят накапливается драгоценный опыт не просто работы с живым материалом, но и понимание того, как на практике работает дизайн, как проходится путь от эскиза до опытного образца.

Бакалавриат, Магистратура ПД, Магистратура ЦИД, Магистратура ДК.

Преподаватели: профессор Лаврентьев А.Н., профессор Монина Т.А., профессор Жердев Е.В.,  профессор Литвина Т.В., профессор Барышева В.Е., доцент Вильчес-Ногерол А.В., ст. преподаватель Кузнецова Е.А.,  преподаватель Антонов И.А., преподаватель Зенченко А.В.

Селизнева Елизавета_5_.jpg

Блок специальных дисциплин

Блок дисциплин связан с профильными направлениями кафедры.

Бакалавриат

Проектирование
Экологическое проектирование

Скетчинг

Конструирование и эргономика

Материаловедение и технология

Промграфика и верстка презентаций

Магистратура ПД

Проектирование

Научно-исследовательская работа

Учебно-исполнительская практика

Магистратура ЦИД

Цифровое проектирование и
моделирование

Научно-исследовательская работа

Инфографика

Цифровое моделирование и
визуализация научных данных

Аудиовизуальные средства
моделирования цифрового
пространства

Сценография экранного искусства

Преподаватели: профессор Лаврентьев А.Н., профессор Монина Т.А., профессор Брызгов Н.В., профессор Жердев Е.В.,  профессор Литвина Т.В., профессор Барышева В.Е., доцент Вильчес-Ногерол А.В., доцент Удальцова М.Б., доцент Филатов Л.С., доцент Емельяненко С.К., ст. преподаватель Кузнецова Е.А.,  преподаватель Зенченко А.В., преподаватель Антонов И.А., ст. преподаватель Мясникова Л.Г., преподаватель Бабий Д.Ю.

Пропедевтика в промышленном дизайне

Пропедевтический блок 

Программы нацелены на развитие композиционного и объемно-пространственного мышления и приобретения навыков предпроектного исследования у студентов 1-го-2-го курсов.

Бакалавриат

Пропедевтика
Основы композиции
Основы производственного
мастерства

Макетирование

Магистратура ПД

_

Магистратура ЦИД

_

Преподаватели: профессор Пахомова А.В., доцент Филатов Л.С., доцент Удальцова М.Б., доцент Филатов Л.С., преподаватель Бабий Д.Ю., учебный мастер Сайгин В.В., учебный мастер Фильчаков А.А.

Фотовыставка Планета Москва

Информационно-технологический блок

Программы этого блока подготовлены как для студентов 1-4 курсов бакалавриата, так и для магистратуры «Промышленный дизайн» и магистратуры «Цифровое искусство и дизайн».

Бакалавриат

Магистратура ПД

Эффективная презентация в дизайне

Конструирование и технологии в промышленном дизайне

Магистратура ЦИД

Инструменты моделирования
цифрового пространства

Цифровое программирование

Преподаватели: доцент Филатов Л.С., ст. преподаватель Мясникова Л.Г., доцент Чернийчук И.А., преподаватель Антонов И.И., преподаватель Бабий Д.Ю.

Груды книг

Блок теоретических дисциплин

Дисциплины направленные на изучение фундаментальных знаний связанных с дизайн-образованием.

Бакалавриат

История дизайна науки и техники

Средства визуальной коммуникации

Магистратура ПД

Методология НИР

Метафора в дизайне

Магистратура ЦИД

Методология НИР

Теория и история цифрового
искусства

Преподаватели: профессор Лаврентьев А.Н., профессор Жердев Е.В., профессор Литвина Т.В. профессор Барышева В.Е., доцент Лаврентьева Е.А., ст. преподаватель Мясникова Л.Г.

 

Программы обучения

Кафедра "Промышленный Дизайн" активно развивает современные направления дизайн-образования. Успешно реализуются современные методы обучения по направлению "Промышленный дизайн" по программе бакалавриата и магистратуры. Направление "Цифровое искусство и дизайн" по программе магистратура. При кафедре работает аспирантура МГХПА им. С. Г. Строганова.

Преподаватели о своих дисциплинах

 

ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ И  ТЕХНИКИ

Жердев Евгений Васильевич

В дисциплине «История дизайна, науки и техники» рассматриваются вопросы генезиса дизайна, начиная с древнейших времен, с периода возникновения протодизайна в период до машинного производства, становления и развития профессионального дизайна в XX и начале XXI века. Показано развитие техники от простейших орудий труда до сложнейших современных и будущих индустриальных объектов. История технического развития общества, научных открытий и изобретений рассматривается с дизайнерско-исусствоведческих позиций во взаимосвязи с явлениями художественно-прикладной деятельности ведущих дизайнеров, архитекторов и художников. Большое внимание уделено отечественному и зарубежному дизайну в контексте исторических художественных стилей и современных стилевых напрвлений.                                                                       

топор в форме медведя
23498345.jpg

СКЕТЧИНГ

Удальцова Мария Борисовна

В дисциплине "Скетчинг" рассматриваются вопросы современной подачи быстрого наброска проектной идеи или зарисовки из сбора материала к проекту, методика и техника скетча от рождения первых линий до окончательного выразительного и профессионального изображения, отражающего самую суть проектной идеи. 

 

Большое внимание уделяется изучению различных техник подачи эскиза, использованию различных материалов и способов специального рисунка. Работа ведется как над ручной подачей скетча, так и с использованием цифровых технологий, современных компьютерных графических программ, что дает возможность поднять качественный уровень скетча, дополнить ручную подачу или полностью заменить ее цифровой.

 

С помощью данного подхода программа "скетчинг" дает возможность студентам всесторонне изучить предмет и приобрести навыки, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Удальцова М.Б. преподаватель скетчинга

МЕТАФОРА В ДИЗАЙНЕ

Жердев Евгений Васильевич

В предмете дисциплины «Метафора в дизайне» рассматривается метафора как универсальная категория формирования художественной образности и проектно-культурного жанра в различных сферах дизайна (промышленном, графическом, средовом, экологическом, эргономическом и т.д.) за счет многообразия ее проявлений и значений, пересечения с другими поэтическими тропами и вхождения в инструментальную, идейно-ценностную и культурно-языковую технологии в решении художественно-проектных задач; анализируется знаковый характер метафоры в контексте семиотики дизайна, в частности, художественной семантики, образного мышления, воображения, восприятия дизайнера и реципиента, а также рассматривается ее роль как синтеза эстетической организации материальной и духовной среды бытия человека в художественное целое.

Как показывает опыт, принципы метафорической образности при внедрении их в производство, способствуют успешной реализации товаров народного потребления.

Метавфора в дизайне гиря в форме свиньи
Метавфора в дизайне. МГХПА им. Строганова рукомобиль

СЦЕНОГРАФИЯ ЭКРАННОГО ИСКУССТВА

Мясникова Людмила Геннадиевна

Дисциплина рассчитана на 3 семестра, включает в себя 216 часов аудиторных занятий, по 72 часа в семестр, 4 часа в неделю.

Целью дисциплины является формирование у магистров целостного системного представления об использовании базовых принципов кинодекорационного искусства в создании визуального пространства в современных экранных искусствах и дизайне на основе изучения исторического опыта кинематографа. Курс нацелен на подготовку будущего выпускника магистратуры к решению профессиональных задач в кинематографе, на телевидении, в видеопроектах. Кроме того, он вооружает работников музеев, организаторов выставочных пространств и досуговых мероприятий знаниями и приемами сценографического принципа организации пространства.

Тематически дисциплина построена таким образом, чтобы выявить наиболее полезный в цифровую эпоху опыт экранных искусств, в первую очередь, кино, как старейшего из них. Курс основан на материале отечественного кинематографа. Программа 1-го семестра посвящена раннему кино и русскому киноавангарду. Задачи первого семестра – освоить язык кино: научиться видеть кадр, уметь его атрибутировать, понимать монтаж, законы динамической композиции, специфику визуального языка экрана; изучить классификацию предметно-пространственной среды экрана и законы ее организации в кадре. 

Программа 2-го семестра сконцентрирована на технологических нововведениях и их влиянии на экранное творчество. Рассматриваются вопросы звука, цвета, формата и цифровых технологий в историческом контексте отечественного кино. Задачи семестра – изучить весь спектр выразительных возможностей экрана, непосредственно связанных с технологиями; научиться строить пространство отдельного кадра и всего экранного произведения как синтетическое единство.

Программа 3-го семестра обращается к вопросам трюковых и комбинированных киносъемок, составивших матрицу цифровой технологии экрана. Она также базируется на материале отечественного кино. Задача – актуализировать творческие решения и подходы трюковой сценографии аналогового кино в современных условиях.

Программа курса обращает особое внимание на деятельность выдающихся художников кино, выпускников и педагогов Строгановской школы Владимира Егорова, Алексея Уткина, Александра Родченко.

Разомкнутая многоплановая декорация
 Первый отечественный цветной фильм на трехслойной пленке

3D МОДЕЛИРОВАНИЕ

Бабий

Денис
Юрьевич

Технологические процессы современного моделирования - одно из важнейших средств визуализации и прототипирования в промышленном дизайне.  Является неотъемлемой частью проектирования предметного дизайна, позволяющего на различных этапах не только оценивать внешний вид изделия, но и выявлять эргономические и конструктивные недостатки.


Изучении дисциплины «технологические процессы современного моделирования» направленно на развитие и понимание учащегося методов и алгоритмов формообразования различных объектов. Важным аспектом является применение определенных средств и инструментов  программного обеспечения ,подбор наиболее эффективных в зависимости от задачи. Также ,дисциплина нацелена на формирование логичного и последовательного мышления в целом. Базовой частью обучения является воссоздание или копирование объектов дизайна ,разных по форм фактору и принципу моделирования ,на основе 2д и 3д  информации. В дальнейшем эти методы будут использоваться в построении собственных спроектированных трехмерных объектов для 2д визуализации на планшете ,так и подготовки для 3д печати в материале.

Проект модульной игрушки, ст. Абрамычева
Многоразовая крышка для бумажных стаканчиков

2D КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Филатов

Леонид

Станиславович

Цель дисциплины 2D графика – научить студентов профессиональному владению
современными технологиями для формирования изображений; системе методов и
приемов применения программных средств для ввода, обработки и отображения
графической информации; графическому языку изложения собственной проектной мысли; общедоступной фиксации творческого замысла; искусству демонстрационной графической подачи дизайн-проекта.

 

В процессе обучения ведется работа по изучению и освоению возможностей применения инструментальных средств графических компьютерных программ для создания и моделирования различных объектов и систем, необходимых для решения проектных задач: оформления чертежей в ортогональных проекциях; графического моделирования формы объектов; подготовке текстовых материалов; созданию PDF презентаций и оформления докладов на научно-практических конференциях.
 

В результате освоения дисциплины студенты будут знать: инструментальные средства графических компьютерных программ и возможности их применения для создания и последующего вывода на бумажном или ином носителе различных изображений, необходимых для оформления документации художественно-конструкторского проекта.
 

Изучение предмета 2D графика научит студентов пользоваться современными
графическими программами; получать необходимую информацию и владеть техникой компьютерной визуализации своих идей; разрабатывать эскизы, презентации, выполнять моделирование предмета с учетом эргономики и антропометрии; предлагать варианты композиционных, цветографических, эргономических решений спроектированного объекта.

2D графика ручной инструмент
Проектные чертежи

ПРОМГРАФИКА И ВЕРСТКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Еельяненко

Сергей

Константинович

Предмет «Промграфика и верстка презентаций» рассчитан на 3 и 4 семестр обучения. Цель программы — научить студентов основам верстки и грамотной подачи многостраничной презентации своего проекта. В течение двух семестров им предстоит познакомиться с модульной сеткой, набором разной плотности, научиться подбирать шрифт заголовков и подзаголовков, познакомиться с понятиями ключевое изображение и графическая текстура, изучить основы инфографики, формировать шаблонные и маркерные страницы, используя концептуально подобранные графические элементы, разрабатывать драматургию развития визуального сценария презентации. Также программа обучения затрагивает тему анимации на примере 20-секундного видеоролика, демонстрирующего собственный объект промышленного дизайна.

Пример учебной презентации собственного проекта
Пример учебной презентации собственного проекта

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ

Червонная Мария Алексеевна

В программе бакалавриата дисциплина изучается во втором и третьем семестрах и рассматривает свойства и технологические возможности материалов в формообразовании объектов дизайна.

 

Лекционные занятия по дисциплине знакомят с методами профессиональной практики. Студенты осваивают основные свойства материалов, способы моделировки и организации формы с использованием различных типов материалов, методы получения и способы технологической обработки, крепления и моделировки материалов, особенности художественной выразительности материалов.

 

Практическая часть учебной работы представляет собой проведение научно-исследовательской работы и презентации ее результатов на семинарских занятиях.

текстура дерева
текстура металла

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Жердев Евгений Васильевич

Дисциплина «Научно-исследовательская работа» предназначена для подготовки магистрантов 1- го курса к написанию дипломной пояснительной записки по специальности «Промышленный дизайн».   Цель данной дисциплины - научить студентов проводить системно-комплексный, технико-эстетический предпроектный анализ, включающий в себя учет следующих факторов: соответствие формы функции, материалу, технологии,  среде, разработанному сценарию, требованиям композиции,  эстетики, современного стиля. Студенты должны научиться отражать в дипломной работе требования социологии, культурологи, потребительской идентификации. Данная дисциплина включает в себя решение проблемы создания художественной образности и патентной чистоты дипломного проекта.

Во введении  пояснительной записки должны быть отражены пункты:

актуальность; состояние вопроса; цель; задачи; объект; предмет; границы исследования; метод исследования; научная новизна исследования; научная и практическая значимость работы; апробация и внедрение результатов исследования; структура и объем работы.            

Обучение в библиотеке
Девушка читает

ПРОПЕДЕВТИКА

Пахомова Анна Валериевна

«Пропедевтика» - дисциплина, целями которой является подготовка студентов-дизайнеров психологически и содержательно успешно решать учебные задачи, чтобы учащиеся обрели знания о целях и принципах работы в выбранной ими сфере профессионального обучения. Пропедевтика дает разнообразные знания и навыки, которые являются базисом, позволяющим перейти к более глубокому усвоению основных дисциплин. В преподавании данной дисциплины используется междисциплинарный научный подход, который наиболее эффективен в реализации современных требований к данному предмету. Основные направления, которые входят в состав учебной программы – основы композиции, колористика и цветоведение, объемно-пространственная композиция, аналитическая работа, а также подробно изучается ассоциативный метод в дизайне, поскольку цель пропедевтики в системе художественного проектирования заключается в развитии эмоционально-чувственного восприятия формы на базе освоения композиционных приемов и средств, которые в дальнейшем используются в процессе формирования визуального облика объектов проектирования при раскрытии их смысловых содержаний. Все это, собственно, и позволяет в дальнейшем свободно реализовывать творческие идеи в дизайнерской проектной работе. Новизна преподавания данной дисциплины на нашей кафедре выражена в комплексном подходе изучаемых на занятиях тем.

Пахомова А.В. преподаватель пропедевтики

МУЛЬТИМЕДИА

Чернийчук Ирина Александровна

Мультимедиа – современный востребованный способ визуального повествования. Способ продемонстрировать новый продукт дизайна и рассказать о его преимуществах при помощи анимации, возможность оживить презентацию, сделать ее понятной и доступной для аудитории.

Основной акцент учебной программы дисциплины «Мультимедиа» делается на развитие творческого мышления и освоения законов, по которым создается мультимедийная презентация дизайн-продуктов и идей. Рассматриваются основные приемы создания мультимедиа презентации. Изучаются сценарные вопросы, постановка цели презентации, построение ее структуры, психология восприятия визуальной информации, определение длительности и аудиосопровождения. Основное внимание уделяется вопросам дизайна: создание концепции видеоролика, формирование стиля, разбор основных тенденций развития мультимедиа, правила дизайна презентации. Обучение происходит на основе разбора реальных примеров мультимедийных презентаций и выполнения собственных творческих работ.

анимация логотипа

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ДИЗАЙНЕ 

Чернийчук Ирина Александровна

Содержание дисциплины нацелено на формирование глубоких теоретических и практических знаний в области эффективной презентации в дизайне. В современном мире быстро развивающихся технологий важно не только придумать новый объект дизайна, но и грамотно и эффективно представить новый продукт на рынок.

Для достижения эффективной реализации авторской концепции презентации рассматриваются и изучаются различные аспекты ее создания. Программа дисциплины включают в себя следующие разделы: основы композиции кадра, теория и практика видео- и аудио-монтажа, режиссура цвета, основы восприятия анимации, создание и редактирование анимированных изображений, интеграция 3D графики, типографика и приемы инфографики, написание сценария, создание раскадровки видеоролика, создание аниматика, создание анимированной презентации. Дисциплина предусматривает выполнение различных практических заданий, способствующих закреплению теоретических знаний и овладению навыками работы в компьютерных программах.

видеопортфолио.jpg